Глава госкорпорации Ростех Сергей Чемезов снова пригрозил остановить экспорт своей продукции из-за дорогих кредитов в условиях высокой ключевой ставки, предупредив о рисках банкротства.
«Я думаю, что сегодня уже экспорт придется, видимо, останавливать, по крайней мере на ту продукцию, которая у нас с длительным сроком производства — это и авиация, и ПВО, и судостроение и так далее», — сказал Чемезов во вторник на форуме Финансового университета.
Чемезов уже не первый раз жалуется на жесткую денежно-кредитную политику Банка России. Последние несколько месяцев российские бизнесмены, среди которых также владелец сталелитейной компании Северсталь CHMF Алексей Мордашов, и ряд экспертов стали активнее и громче критиковать регулятора за угрожающие инвестициям высокие процентные ставки.
Центробанк в конце октября поднял ключевую ставку до 20-летнего максимума в 21% и допустил возможность дальнейшего повышения, чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели 4% хотя бы в 2026 году. Ускорение роста потребительских цен в ноябре увеличило вероятность повышения ставки в декабре еще на 2 процетных пункта до 23%, отмечали экономисты.
Рособоронэкспорт, входящий в Ростех, отвечает за весь экспорт российских вооружений, львиная доля которых производится на предприятиях Ростеха, в том числе авиатехника. К концу 2023 года портфель заказов Рособоронэкспорта достиг рекордных $55 миллиардов, сказал Чемезов.
Объем экспорта российского оружия и военной техники в 2023 году составил $6 миллиардов, но в этом году будет меньше, ожидает глава Ростеха.
По его словам, экспортные контракты только на 20-30% финансируются за счет авансов заказчиков, а все остальное приходится брать в кредит.
«При такой ключевой ставке, конечно, это просто безумие, у нас любой контракт становится уже убыточным», — сказал Чемезов.
«Брать кредиты под такой процент значит, что мы через короткий промежуток времени станем банкротами и придем опять в правительство с протянутой рукой, будем говорить: дайте нам денег для того, чтобы сохранить наше производство».
По его словам, правительство принимает меры для поддержки промышленности, но помощь касается только гособоронзаказа:
«Всё остальное — мы брошены на собственное выживание».
Министр финансов Антон Силуанов возразил Чемезову, сказав, что для экспорта важнее курс рубля, а не ставка.
«Сегодня курс для экспортеров — очень и очень даже способствующий экспорту», — сказал Силуанов.
С начала сентября рубль потерял 10% к доллару, за последние дни достигнув худших значений с марта 2022 года, а во вторник обновил уровень в 105 рублей за доллар.